Как правильного общаться с коллекторами. Девять советов для задолжников МФО

Порядка 9 000 тысяч российских семей живут с просроченными долгами. С ними работают специалисты по взысканию. До недавнего времени методы воздействия на должника были практически безграничны. СМИ особо яркие случаи придавали огласке, благодаря этому о коллекторах сформировалось негативное мнение общества.С января 2017 года вступил в силу 230-ФЗ, регулирующий деятельность коллекторов в России. С этого момента надзор за ними осуществляют судебные приставы. За неисполнения новых требований недобросовестные взыскатели могут быть исключены из общего реестра коллекторов и лишиться прав на работу с должниками.

  • Не терять самообладание

Первое и фундаментальное правило при взаимодействии с коллекторами, не важно, в каком виде это выражается: личная встреча, переписка или телефонный разговор — не терять самообладание и оставлять разум холодным. Цель работника такой организации оказать давление на должника, чтобы он, как бы, откупаясь от стрессового воздействия, оплатил долг.

  • Проверять полномочия

Важно проверять полномочия человека, который взаимодействует с должником (взыскатель может работать по доверенности от МФО, банка или перекупщика долга). Коллектор обязан представиться и назвать свою организацию. Эту информацию можно легко перепроверить, т.к. по новым требованиям у каждого такого агентства должен быть сайт. Если коллектор исключен из реестра, то он рискует получить штраф в размере 2 млн. рублей. Должник должен получить уведомление от своего кредитора, убедиться в том, что его долг законно передан на взыскание третьему лицу. В договоре займа или кредитном договоре должно быть, чётко указано о праве кредитора передавать долг. Иначе на общение с клиентом имеют право только сотрудники финансовой организации, выдавшей ссуду.

  • Изучить закон о коллекторах и скачать типовые формы жалоб на коллекторов

Стараться казаться скрупулёзным и занудным, проверять каждый документ на предмет ошибок и опечаток. Указывать на них исполнителю с просьбой переделать, заверить, исправить и т.д. Должнику желательно хорошо изучить закон о коллекторах и при выявлении нарушений немедленно жаловаться судебным приставам или на сайт Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств. Для этого на сайте (ФССП) есть типовые формы заявлений.

  • Навязывать свои условия

Доставить проблемы коллекторской компании можно путем навязывания собственных правил общения. Назначать встречи в неудобных местах, например, на максимальном удалении от их офиса. Переносить телефонные разговоры. Торговаться, просить изменять графики погашения и платить стабильно, но понемногу. Коллекторы заинтересованы в быстром возврате хотя бы части долга.

  • Подавать жалобы за звонки в неурочное время

Новым законом строго регламентировано время и частота возможных звонков должнику. Один телефонный контакт в сутки, не более двух в неделю и восьми в месяц. Время звонка должно быть не ранее 8 утра и не позже 10 часов вечера. Во время телефонного контакта нужно быть корректным и сдержанным. Не поддаваться на давление и провокации. Если выход из себя неизбежен, лучше оборвать разговор или перенести его на некоторое время. При назойливых звонках должнику нужно твердо сообщить о своем понимании сути проблемы и желании сотрудничать. Коллекторы теперь не могут звонить на работу должнику и сообщать о просрочках. За это их ждет штраф в размере 500 тыс. руб.

  • Сохранять переписку с коллекторами

При переписке с коллекторами все исходящие письма от должника должны быть выдержанны в сухом юридическом стиле. Это создает серьезное впечатление у получателя и дисциплинирует его при дальнейшей переписке. За помощью можно обратиться к разовым услугам юристов. У коллекторов большая клиентская база и, получив грамотный юридический ответ, они могут переключить внимание на менее «трудный» долг. Сохраняя все письма и уведомления о вручении, должнику во время суда легче доказать свои намерения на мирное урегулирование проблемы.

  • Одна встреча с одним коллектором не чаще раза в неделю

В случае личного визита сотрудников по взысканию должник может не открыть дверь и попросить гостей удалиться. Если они будут излишне активными, он вправе вызвать полицию с сообщением о попытке проникновение в свое жилище. Коллекторы не имеют полномочий описывать имущество и требовать доступа на территорию частной собственности. По закону коллекторы имеют право на личную встречу только один раз в неделю. Причем со стороны взыскателей может присутствовать не более одного человека.

  • Не давать дополнительной информации

Чем меньше информации имеют о должнике взыскатели, тем лучше для первых. Должнику лучше не рассказывать о своих планах по продаже имущества, не давать дополнительных контактных данных, не сообщать фактическое местонахождение. В то же время не стоит вступать в открытую конфронтацию. Не отказывать прямолинейно, а ссылаться на различные обстоятельства.

  • Пользоваться правом на прекращение общения с коллекторами по истечению четырех месяцев

Должник может воспользоваться услугами кредитного адвоката. Причем только первые 4 месяца с момента просрочки должник должен общаться с коллекторами напрямую. По истечению этого срока он может подать уведомление об отказе общения с коллекторами по утвержденной форме на сайте ФССП. Дальнейшие неприятные процедуры проведет адвокат. >


Должнику не стоит надеяться на миф об исковой давности. Рассчитать этот трехлетний срок сложно. Он считается от окончания исполнения обязательств, указанных в уведомлении от кредитора заемщику о наличии просроченной задолженности. А если данное уведомление не поступало, то расчет производиться от даты просрочки по последнему платежу. То есть, отсчет начнётся заново, если должник возобновит платежи. Зная свои права и обязанности, должнику не составит труда вести грамотное взаимодействие с взыскателями. Все неправомерные действия он может фиксировать с помощью видео и аудио средств, оглашая их правоохранительным органам и в суде.

.

.